Родителям: Рекомендации по предупреждению несчастных случаев с детьми

Уважаемые родители!

            По данным ВОЗ, ежедневно во всем мире в жизнь более 2 тысяч семей входит горе из-за гибели ребенка по причине неумышленной травмы или несчастных случаев, которые можно было предотвратить.

            Ежегодно по этой причине погибает более 1млн. детей и молодых людей моложе18 лет.

            Более 3 млн. детских травм регистрируют    ежегодно медицинские учреждения России. Таким образом, в больницы в связи с травмами обращается каждый восьмой ребенок в возрасте  до 18 лет.

Задача родителей сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от несчастных  случаев.

            Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей:

·         ожоги;

·         падения с высоты; утопления;

·         отравления;

·         поражения электрическим током;

·         дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием

·         мотоциклистов, велосипедистов, а так же роллинг (катание на роликах).

            На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных случаев в детском возрасте чаще всего является:

·         отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп,

·         неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.

            Возникновению несчастных случаев способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

            Причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику:

·         В возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир.

·         В возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка.

·         В возрасте от 10 до 14 лет и старше — вследствие борьбы за лидерство. Так,  у  детей   10-12   лет  появляются   новые   интересы,   они  становятся  более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников.

            Работа родителей по предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях:

·         создание безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора,

·         систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев.

·         создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает:

·         организацию досуга ребенка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия;

·         ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и веществ;

·         запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.);

·         обеспечение постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с использованием электронных средств связи).

            Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев включает:

·         информирование ребенка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а так же об условиях и способах избегания несчастных случаев;

·         регулярное инструктирование ребенка о правилах и мерах безопасного поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивных площадках и т.п.;

·         обучение ребенка (особенно подростка) противостоянию подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или старших товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей, особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям;

·         обучение ребенка элементарным мерам первой помощи, и, прежде всего, обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.

            Основные условия проведения успешной профилактической работы с детьми:

            Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить. Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения. Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного поведения.

             Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно!

              Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и что делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку необходимо объяснить детально.

             Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ.

              Родителям важно понимать, что несчастные случаи чаще всего происходят во время игр и развлечений. Следует именно им уделять повышенное внимание при инструктировании ребенка.

            Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и менее подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами.

            Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.

              Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискового поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.

Рекомендации по предупреждению несчастных случаев

Для предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.

Ожоги

    Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а так же в результате длительного пребывания на солнце (такие ожоги могут сопровождаться солнечным или тепловым ударом).

    Для предупреждения ожогов:

·         ограничьте доступ детей к открытому огню, явлениям и веществам, которые могут вызвать ожоги;

·         запретите детям разводить костры и находиться вблизи открытого огня без присмотра взрослых.

    Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:

·         защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным убором желательно из натурального хлопка, льна;

·         защищать глаза темными очками, при этом очки должны быть с фильтрами, полностью блокирующими солнечные лучи диапазона А, В;

·         избегать пребывания на открытых пространствах, где прямые солнечные лучи. Солнце самое активное и опасное в период с 12 до 16 часов.

·         нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25 — 30 единиц) за 20 — 30 минут до выхода на улицу;

·         находиться на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не более 5 — 6 минут и 8 — 10 минут после образования загара;

·         принимать солнечные ванны не чаще 2 — 3 раз в день с перерывами, во время которых ребенок должен быть в тени;

·         избегать воздействия прямых лучей солнца на непокрытое тело, а особенно голову. С этой целью необходимо прикрываться зонтом, чередовать купание и отдых, не засыпать на солнце, не совершать продолжительных экскурсий в жару, больше пить;

·         не находиться долгое время на солнце (даже если под зонтом). Продолжительность солнечных ванн изначально не должна быть дольше 15 — 20 минут, впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными перерывами нахождения в тени и прохладе.

·         загорать лучше не лежа, а в движении, а также принимать солнечные ванны в утренние часы и вечерние;

·         приучать ребенка поддерживать в организме водный баланс: находясь на отдыхе, на море пить не меньше 2 — 3-х литров в день.

·         протирать время от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще умываться и принимать прохладный душ.

·         научить ребенка при ощущении недомогания незамедлительно обращаться за помощью.

 

Падение с высоты

Падения с высоты чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра в опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах, стройках, чердаках, сараях, деревьях, а также с нарушением правил поведения на аттракционах и качелях.

Для предупреждения падения с высоты необходимо:

·         запретить детям играть в опасных местах;

·         не оставлять детей без присмотра на высоте;

·         объяснить подробно правила пользования аттракционами и качелями, необходимость соблюдения всех правил безопасности, в том числе не вставать во время движения аттракциона или во время раскачивания, не раскачиваться на большую высоту и т.п., а также использования всех страховочных приспособлений;

·         обеспечить ребенку безопасность и присмотр при открытых окнах и балконах; объяснить, что москитные сетки не защищают от падений.

Отравление

Отравления чаще всего наступают в результате вдыхания или соприкосновения ребенка с ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов, а так же при употреблении в пищу ядовитых грибов, ягод или ядовитых растений.

Для предупреждения отравления необходимо:

·         хранить ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей месте, в специально маркированной посуде;

·         давать ребенку лекарственные препараты только по назначению врача и, ни в коем случае, не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста;

·         не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. Объяснить ребенку, что пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для жизни.

Поражение электрическим током

·         Поражение  электрическим током  чаще наступает при  нахождении детей в запрещенных местах (стройках, промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.).

·         Для предупреждения поражения электрическим током необходимо:

·         запретить детям играть в опасных местах;

·         объяснить ребенку опасность прикосновения к электрическим проводам.

Утопление

Утопления происходят по причине купания в запрещенных местах, ныряния на глубину или неумения ребенка плавать.

Для предупреждения утопления необходимо:

·         не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоема;

·         разрешать купаться только в специально отведенных для этого местах;

·         обеспечить его защитными средствами, в случае если ребенок не умеет плавать;

·         напоминать ребенку правила поведения на воде перед каждым посещением водоема.

Роллинговый травматизм

Роллинговый травматизм наступает в результате падений при катании на роликовых коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям опорно-двигательного аппарата и травмам головы, иногда несовместимым с жизнью.

Для предупреждения роллингового травматизма необходимо:

·         выбирать правильно роликовые коньки: голенище должно надежно поддерживать голеностопный сустав;

·         научить ребенка стоять и перемещаться на роликах. Для этого можно подвести к перилам, поставить между двух стульев. Важно проследить за правильной постановкой голеностопного сустава.

·         научить способам торможения. Если не можете этого сделать сами -пригласите опытного роллера;

·         приобрести обязательно наколенники, налокотники, напульсники и шлем. Это предупредит основные травмы. Требуйте их использования ребенком;

·         научить ребенка правильно падать: вперед на колени, а затем на руки;

·         запретите кататься вблизи проезжей части;

·         научить детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательным.

Дорожно-транспортный травматизм

Дорожно-транспортный травматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с участием пешеходов, автомобилей, при езде на велосипеде и мотоцикле.

Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:

·         соблюдать неукоснительно САМИМ, а также научить ребенка соблюдать правила дорожного движения;

·         научить ребенка правильно переходить проезжую часть (в установленных местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных средств). Самая опасная машина — стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие попадают под колеса другой машины;

·         использовать при перевозке ребенка в автомобиле специальное кресло и ремни безопасности;

·         научить ребенка безопасному поведению при езде на мотоцикле и велосипеде. Дети должны обязательно использовать защитные шлемы и другие защитные приспособления.

Серьезный риск представляет нарушение правил поведения на железной дороге.

Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма на железной дороге необходимо:

·         не оставлять детей без присмотра вблизи железнодорожных путей;

·         запрещать детям находиться на железнодорожных узлах, развязках и т.п., кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов;

·         учить детей переходить железнодорожные пути только в специально отведенных местах;

·         соблюдать САМИМ и требовать от детей соблюдения правил проезда в железнодорожном транспорте: нахождения на платформах, посадки и высадки пассажиров из вагона, поведения в вагонах.

Родители должны помнить, что соблюдение правил безопасности во всех ситуациях — это средство спасения жизни и здоровья ребенка!