Современные условия жизни
предъявляют высокие требования к уровню физического развития, работоспособности
и защитным силам организма человека. Физическое воспитание детей школьного
возраста эффективно стимулирует положительные функциональные и морфологические
изменения в формирующемся организме, активно влияет на развитие двигательных
способностей.
Физическое развитие
школьников должно обеспечить каждому ученику, участвующему в образовательном
процессе, достаточный и необходимый минимум теоретической, технической и
физической подготовленности, которые направлены на обеспечение базы в освоении
физической культуры для жизнедеятельности, для развития личности, для
формирования здоровья и здорового образа жизни.
Игра – вид деятельности
ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность,
направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В
игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются
его ум, волевые качества. Игры с многократными повторениями напряженных
движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные
затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование
гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления
движений.
Включая на занятия
физической культуры игры и эстафеты «включается эмоциональный рычаг», тем
самым, изменяя характер деятельности. Например, для закрепления места в шеренге
или в колонне я использую такие игры, как «Найди своё место», «Кто быстрее».
Эстафеты линейные и по кругу, подвижные игры «Команда быстроногих», «Вызов
номеров», «Салки» и другие способствуют развитию скоростных качеств у
обучающихся.
Прыжковые упражнения в
играх и эстафетах выполняются интенсивно, быстро и мощно. Для некоторых
обучающихся подвижная игра «Зайцы, сторож и Жучка» помогает преодолеть барьер
страха перед прыжком в высоту. Выносливость развивается в таких подвижных
играх, как «Салки», «Третий лишний», «Кошки-мышки» и другие.
Использование подвижных
игр должно сдвигаться в сторону психологической готовности к стартам, имитации
соревновательных ситуаций. Например, использование игр «Ждут нас быстрые
ракеты…», «Эстафеты по кругу со стартом в паре», для отработки тактических действий
и беговых ситуаций.
Правильно подобранная
игра принесёт ожидаемый результат в решении поставленных задач, как перед
игрой, так и перед уроком. Выбирая игру, я учитываю задачу урока, место игры в
уроке, состав играющих, соответствие игры в учебной программе, условия игры, наличие
инвентаря.
Физические качества наиболее успешно развиваются в комплексе, т.е. когда на уроках применяются средства, предусматривающие одновременно развитие быстроты, силы, выносливости, ловкости.